Что такое ЛЭШ?
 Научные работы
 Жизнь на ЛЭШ
 Как это было, есть и будет
 Фольклор ФИЗЛЭШ
 Регистрация
 Официальная страница ФИЗЛЭШ
 Официальная страница ЛЭШ

Темы научных работ на ФИЗЛЭШ

Исследование окраски цветов и насекомых в УФ лучах

    «Всякая пчела на красный цветок летит», -- говорит народная поговорка. И хотя наукой давно установлено, что насекомые не воспринимают красные лучи, это утверждение не будет абсолютно неправильным, если под «красным» понимать «красивый». Действительно, большинство дикорастущих цветов предназначены для того, чтобы привлекать насекомых-опылителей, а вовсе не для того чтобы радовать глаз человека. Кроме того, известно, что насекомые способны видеть в ультрафиолетовой области. Можно подозревать, что в ультрафиолетовых лучах, недоступных человеческому взгляду, цветы будут обнаруживать скрытые узоры , делающие их гораздо более привлекательными.

Цель работы

С целью проверить последнее предположение, предлагается провести съемку различных полевых и садовых цветов в ультрафиолетовых лучах. Кроме того, планируется исследовать в ультрафиолетовых лучах раскраску насекомых - здесь тоже возможны неожиданные открытия (см. Паучий камуфляж и зрение птиц ).

Методика

Выполнение работы на ЛЭШ
Фотографирование предлагается проводить с помощью фотоаппарата, перед объективом которого расположен фильтр, пропускающий ультрафиолетовый свет и непрозрачный для видимых лучей. При этом снимать объектив не потребуется, так как, вопреки всеобщему убеждению, стекло все-таки немного пропускает ультрафиолетовые лучи (по крайней мере, в ближнем диапазоне, в котором как раз и видят пчелы). Никаких специальных фотографических материалов для этой работы также не потребуется (в отличие, скажем, от съемки в инфракрасных лучах), так как фотопленка изначально чувствительна к коротковолновому излучению.

Задачи на ЛЭШ 2002. Ожидаемые результаты

Методика прошла апробацию на ЛЭШ 2001. В этом году предполагается получить большее, чем в прошлом разнообразие снимков цветов и насекомых. Результаты работы могут представлять интерес не только для физика, но и для биолога, что вписывается в общую концепцию Летней экологической школы как сообщества юных ученых самых разнообразных специальностей.

Методическая ценность работы (Чем полезна задача в учебном плане)

Ученик знакомится со всем технологическим процессом фотографии - от фотографирования и проявления до фотопечати, узнает много нового для себя из смежных областей естественно-научного знания: ботаники и зоологии.

Итоги ЛЭШ 2002

Из-за чрезвычайной сухости этого лета проведение работы было затруднено (слишком мало оставалось в августе неотцветших растений). Тем не менее было проведено фотографирование ряда дикорастущих и культурных растений. Наиболее выраженный узор в ультрафиолетовых лучах был замечен у герани луговой. Было также проведено фотографирование насекомых, замечено изменение рисунка на крыльях бабочек-белянок.

Еще полезные ссылки:

Цветок гусиной лапки (для того чтобы увидеть его в УФ лучах, нажмите кнопку change image)
Цветы отталкивают врагов

Пчелы
Тайная жизнь бабочек
Б. ГОЛОВКИН Аленький цветочек (об окраске растений), Наука и жизнь 2001 n11

Назад к списку работ


Hosted by uCoz