Что такое ЛЭШ?
 Научные работы
 Жизнь на ЛЭШ
 Как это было, есть и будет
 Фольклор ФИЗЛЭШ
 Регистрация
 Официальная страница ФИЗЛЭШ
 Официальная страница ЛЭШ

Темы научных работ на ФИЗЛЭШ

Дифракционные методы исследования фасеточных глаз насекомых

    Вы, наверное, знаете, что глаза насекомых имеют довольно сложную фасеточную структуру (фасетка - от лат. грань). Под каждой такой фасеткой расположен омматидий - глазок конической формы (см. рис. 2). Внутри омматидия расположена линза, фокусирующая свет на нескольких рецепторных клетках, объединенных в зрительную палочку. Каждый омматидий "смотрит" в каком - то своем направлении, создавая всего лишь один элемент изображения. Полная картина, видимая пчелой, слагается из множества элементов, даваемых каждым омматидием.
Рис. 1: Глаза осы - типичный пример сложных фасеточных глаз насекомых.

Цель работы

Как следует из вышесказанного, глаза насекомых представляют собой периодические структуры состоящие из элементов микроскопических размеров (фасеток), а это значит, что при прохождении света через них будет наблюдаться дифракционная картина, подобно тому, как она наблюдается на дифракционной решетке. Только, в отличие от случая с дифракционной решеткой, максимумы интенсивности не вытянуты вдоль прямой, а располагаются на всей плоскости экрана образуя красивую мозаичную картину.
Целью работы является изучение структуры глаза насекомого по наблюдаемой интерференционной картине.
Рис.2 Схематический разрез фасеточного глаза.

Методика

В данной работе предлагается методика изготовления дифракционных решёток из животных и растительных тканей, получения интерференционной картины и расчет линейных размеров периодических структур препарата. Процесс изготовления включает в себя несколько этапов:
1)С помощью препаровальных игл отделяется тонкая плёнка исследуемой ткани.
2) Плёнка очищается в капле жидкости;
3) Из плёнки создаётся водяной или постоянный (на основе канадского бальзама) препарат. Для получения дифракционной картины используется лазерная указка ( длина волны 650нм), лучом которой просвечивается препарат. На расстоянии в несколько метров (в нашем случае дистанция составляла от 4 до 8 метров) ставится экран, на котором впоследствии и наблюдается дифракционная картина. Измерив расстояние между максимумами интенсивности света и проведя вычисления, можно получить период решётки или линейные размеры периодических элементов ткани.

Методическая ценность работы (чем она полезна в учебном плане)

В процессе выполнения работы помимо изучения интерференционных явлений неизбежно знакомство школьника с богатейшим миром крылатых (и не только) насекомых. Особо приветствуется постановка школьником собственных задач в рамках оговоренной темы (или хотя бы в рамках возможностей имеющейся аппаратуры).

Результаты ЛЭШ 2002.

Разработанная методика позволяет получать измерения размеров биологических объектов (10-100 мкм) без использования высокочувствительных оптических приборов. К её достоинствам также можно отнести простоту применения в сочетании с относительно высоким качеством получаемых результатов измерения. Помимо этого на основе вида дифракционной картины могут быть сделаны выводы о структуре исследуемого объекта, а также о степени его нерегулярности. Последняя возможность представляется наиболее интересной в сочетании с наблюдением объекта под микроскопом (требуемое увеличение – 5 – 50 крат). По результатам деятельности были подготовлены тексты работ и тезисы докладов к конференциям "Юниор 2003", "Старт в науку 2003" и др. (В. Дзябура, М. Бородина, А. Медведев, науч. рук. П.П. Григал)
Назад к списку работ


Hosted by uCoz